Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Педагогика » Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи » Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Страница 5

В четвертом круге – «изолированные», не набравшие ни одного голоса в свою пользу (7,4% от участников). Полученные данные были учтены при разработке основ формирующего эксперимента.

Социометрическая методика «Выбор товарища в действии». Её цель состояла в изучении межличностных отношений в классном коллективе. Проводилась методика следующим образом: учитель предлагал учащимся по очереди входить в класс и класть заранее приготовленные карточки в дневник или тетрадь любым трем ученикам. Выигрывал тот, у кого оказывалось больше карточек. До конца эксперимента ребят просили держать свой выбор в тайне.

Поскольку в данной методике не задавался какой-либо определенный критерий выбора, следовательно, с её помощью нами были выявлены эмоционально-личностные привязанности в данном коллективе, что было использовано при проведении формирующего эксперимента.

Методика «Отметка другу» в отличие от предыдущей методики имеет четко определенный социометрический критерий.

Учащимся предлагается ответить на несколько конкретных вопросов. Результаты опроса обрабатываются по той же схеме, что и при социометрии.

Данная методика позволяет найти «лидера» по каждому пункту анкеты и в целом по всей анкете. На основании проведенного исследования мы получили информацию о реально существующих взаимоотношениях между одноклассниками.

Положение ученика в структуре межличностных отношений не всегда было одинаковым, в разных видах общения «звездами» и «изолированными» оказывались разные учащиеся.

Методика «К кому ты обратишься?». Целью этой методики является определение положения школьника в системе межличностных отношений в зависимости от вида общения.

Механизм реализации данной методики состоит в том, что учащимся предлагается ответить на вопросы, определяющие круг их общения при выполнении общественной работы, в учебе, в общении по эстетическим интересам.

Выбор испытуемых ограничивается (не более трех человек) и записывается в строгой очередности.

Ценность этой методики заключается в том, что она не только помогает определить лидера, но и выявляет лидеров по каждому виду общения. Это позволяет получить важную информацию, помогающую раскрыть формальную структуру класса, увидеть «социометрическую картину» класса, выявить лидеров – «социометрических звезд» и «изолированных». Для того, чтобы получить более достоверные результаты, мы рекомендовали педагогам использовать весь комплекс социометрических методик и делать это раз в год или полугодие.

Методика «Определяем лидера» состоит из нескольких микро-игр, позволяющих поэтапно создать или выявить структуру межличностных отношений, определить лидеров, организовать выборы актива на основе состязательности, например:

1. Игра «День рождения». Ребятам нужно было ответить на вопрос: «Кого бы ты пригласил на свой день рождения?». Выбор ограничивается (не более 3-х человек). В результате этой игры выявляются эмоциональные лидеры, появляется возможность четко определить различие между деловыми и эмоциональными лидерами.

2. Игра «Киностудия». Предлагается выбрать человека, который смог бы организовать съемки фильма. Цель игры: определение структуры деловых отношений. Выбранные «режиссеры» организовывают свои микрогруппы и «снимают фильмы», т.е. сценки. После проведения игры каждая микрогруппа проводит анализ подготовки и определяет, кто оказался в ходе «съемки» реальным лидером.

После проведения серии подобных игр выявляется, как правило, несколько кандидатов в лидеры. Чтобы сделать окончательный выбор, среди них проводится заключительный конкурс, в котором участники должны продемонстрировать свои личные качества (умение придумывать интересное коллективное дело, привлечь к нему внимание участников, подобрать помощников, обосновать свой выбор и т.д.). Эти качества оцениваются: кандидат, набравший большее количество очков, выигрывает.

Такая комбинированная методика проведения серии игр позволила нам увидеть «лидера» в действии, пронаблюдать, как проявляются его лидерские способности, оценить индивидуальные свойства личности, качества, характеризующие лидера.

Тест «Лидер ли я?» помогает выявить степень выраженности лидерских качеств у педагогов и родителей. Цель теста – самооценка лидерских качеств. Средство измерения, анализа и обобщения результатов – оценочная шкала. Методика позволяет выяснить степень сформированности таких лидерских черт, как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка . Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов ...

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, были выдвинуты следующие задачи: – на основе исследований в области семан ...

Разделы