– избирательность (способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива);
– тактичность (способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений);
– действенность (способность увлечь за собой людей, найти наилучшие средства эмоционально – волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения);
– требовательность (способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей ситуаций);
– критичность (способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм);
– ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности в коллективе).
Проведенные методики изучения межличностных отношений, уровня коммуникабельности, выявления лидерских качеств у подростков, качеств современного лидера позволили нам констатировать, что:
1) процент подростков, имеющих лидерские качества низок. Он составляет только 14,8% от всего количества обследуемых подростков;
2) критерии оценки лидерских качеств у подростков – это
– организованность;
– ответственность;
– активность;
– коммуникабельность;
– творчество;
– самостоятельность;
3) анализ уровня проявления лидерских качеств у подростков контрольной и экспериментальной групп можно сделать, исходя из данных таблицы 8, в которой В-высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Таблица 4. Данные констатирующего этапа по выявлению лидерских качеств у подростков (в %)
КРИТЕРИИ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н | |
Организованность |
12,9 |
27,7 |
59,2 |
14,8 |
25,9 |
59,2 |
Ответственность |
14,8 |
29,6 |
55,5 |
16,6 |
24,0 |
59,2 |
Активность |
14,8 |
29,6 |
55,5 |
14,8 |
27,7 |
57,4 |
Коммуникабельность |
14,8 |
29,6 |
55,5 |
16,6 |
24,0 |
59,2 |
Творчество |
11,1 |
25,9 |
62,9 |
12,9 |
27,7 |
59,2 |
Самостоятельность |
11,1 |
25,9 |
62,9 |
12,9 |
27,7 |
59,2 |
Полученные результаты позволяют утверждать то, что контрольная и экспериментальная группы практически одинаковы по уровню развитости лидерских качеств у подростков по всем шести критериям, причем высокий уровень имеет только около 15%, а низкий – около 60%.
Другие статьи:
Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности
ребёнка
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и де ...
Принципы деятельности специального психолога
Попробуем определить основные принципы, подходы к организации деятельности специального психолога. На наш взгляд, к ним следует отнести: 1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. 2. Принцип единства методологии, диагностической и ко ...