Как показывает анализ полученных данных, по первому блоку - модули методической службы - респонденты единодушно отмечают улучшение информационного обеспечения, которое выразилось в использовании в ОУ компьютерной техники, создании банков данных по различным направлениям развития образовательной системы, а также подключение к другим компьютерным сетям, в т.ч. и в систему Интернет (средняя оценка 2,15 балла до эксперимента и 2,36 балла - после эксперимента). Повышение интереса к научно-методической и аттестационно-диагностической работе требует, как показывают оценки, особого внимания как наименее разработанным модулям, имеющим большой стимулирующий потенциал (средняя оценка до и после эксперимента 1,06 и 2,26 баллов; 1,7 и 2,0 баллов соответственно).
Что касается структуры, то, как показали ответы руководителей и методистов (учителя в меньшей мере знакомы с особенностями структуры), она позволяет эффективно реализовать программно-целевое планирование работы, предоставляет широкую возможность выбора содержания и форм методической работы, методов управления коллективом. При этом стимулируется состязательность ведущих коллективов, их конкурентноспособность, принятие оперативных решений и использование инновационных подходов (средняя оценка до эксперимента - 1,36 балла, после эксперимента - 2,2 балла). Существенным прогрессом, по мнению опрошенных, является учет потребностей и особенностей региона, а также личных интересов всех участников УВП (средняя оценка - до эксперимента 1,1, после - 2,26). Однако при всех достижениях существенной проблемой остается реальное соотношение децентрализации и централизации управления как на школьном, так и на муниципальном уровнях (средняя оценка - 1,2 до эксперимента и 1,5 -после эксперимента).
Это соотношение может быть достигнуто путем целенаправленного формирования социального заказа на городском уровне, с дальнейшей конкретизацией в каждом педагогическом коллективе. Появление целого ряда социально-педагогических инициатив и разработка на их основе творческих проектов и программ является тому свидетельством.
В содержании методической работы помимо традиционных направлений по теории и методике отдельных предметов, что в прошлом было доминирующим в содержании, в программу курсовых мероприятий, комплексно-целевых программ включались вопросы философии и социологии образования (2,7), психологии личности и коллектива (2,5), менеджмента (2,5) инноватики (2,1) и т.д. Методическая служба ведет работу по компьютерному всеобучу педагогических кадров всех категорий (2,4).
Средние оценки позволяют составить представление о рейтинге приоритетных содержательных направлений методической службы.
Изучение основных форм методической работы показало, что наиболее распространенными являются: методические объединения учителей-предметников, кафедральные формы управления, проблемные лаборатории. Открытые уроки являются основной формой показа достижений учителей, развитости методического инструментария, использования педагогических технологий. Наиболее эффективными оказались индивидуальное научно-методическое консультирование и научное руководство экспериментальной работой, психологические комплексно-практические тренинги, деловые игры по моделированию практической деятельности.
Особую оценку получили ежегодные творческие отчеты экспериментальных площадок, которые включали показ как традиционных форм и методов УВП, так и новых - инновационных. Из сказанного следует, что общественно-педагогическая экспертиза является существенным стимулом для соотнесения результатов своей деятельности с продвижением других коллективов в едином образовательном пространстве региона.
Таким образом, комплекс проведенных исследований позволил сделать вывод о том, что эффективность функционирования методической службы -понятие многомерное и должно оцениваться по совокупности показателей.
Взгляд на работу с педагогическими кадрами с позиции сервисного обслуживания позволяет по-новому организовать деятельность методистов, руководителей школ, методических формирований. В данном случае методический сервис мы рассматриваем как демократичную систему научно-информационного, научно-методического, личностно-ориентированного обслуживания педагогов, которая обеспечивает непрерывный рост их профессионального мастерства в соответствии с запросами и потребностями.
Другие статьи:
Личность учителя в структуре педагогического общения
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все ...
Требования к методам и организационным формам трудового обучения
Понятие «метод обучения» — одно из коренных в педагогике. В учебниках и пособиях по педагогике, дидактике, методикам преподавания отдельных предметов можно найти различные определения данного понятия. Часто эти определения, даваемые в различных книгах, почти ...