Оценка эффективности функционирования методической службы

Страница 7

Для системы повышения квалификации наиболее оптимальным вариантом реализации названных направлений является модель сетевой организации методической работы, которая рассматривается нами как многомерное явление и строится из таких элементов, как: специализированная модель методического центра, экспериментальные площадки, лаборатории перспективного опыта, педагогические мастерские, ассоциации педагогов-предметников и др. Первичной «клеточкой» объединения выступает событийная общность, сообщество. Каждый субъект может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание его индивидуального образовательного маршрута.

Как показало исследование, сетевая организация методической работы позволяет:

более полно обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса во всех учреждениях сети;

повышать эффективность использования методических и иных ресурсов, обеспечивая равный доступ к ним всех субъектов научно-методической деятельности;

расширить возможности для повышения квалификации работников системы образования и самих методических служб;

объединить усилия методических и других формирований единой сети в целях использования современных образовательных технологий.

Сетевое взаимодействие возможно лишь при определенных условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

В сетевом пространстве мы выделяем следующие процессы: функционирования, развития и управления. Чтобы сетевая модель функционировала эффективно, она должна опираться на ряд принципов: динамичности, внутренней противоречивости, демократизации. Основой развития данной модели должны выступить деятельно стный, мотивационный, синергетический и личностно ориентированный подходы. Задача управления состоит в том, чтобы адаптировать сетевую модель методической службы к окружающей среде.

6.Для определения эффективности функционирования методической работы в системе повышения квалификации работников образования

целесообразно использовать проектный метод. Проектная деятельность по созданию эффективной методической службы включает в себя систему деятельностей: проектирование методической работы; совершенствование профессиональной компетентности педагога-методиста; внедрение новых форм методической работы.

Опытно-экспериментальная работа, осуществленная на основе проектного метода, позволила усовершенствовать общекультурную, управленческую, образовательную, коммуникативную, психолого-педагогическую, методологическую и технологическую подготовку учителя.

Предпринятое исследование показало, что развитие методической службы как компонента отечественного образования напрямую связано со становлением и развитием системы повышения квалификации педагогических работников. Предпосылки возникновения методического сопровождения образования сложились в стране в конце ХУШ в. Однако на первом этапе функционирования государственной системы просвещения этот процесс затруднялся дефицитом кадров, поскольку отсутствовали специализированные формы подготовки педагогов для сферы образования.

Зарождение организационных форм повышения профессиональной квалификации учителей (начало XIX в.) сопровождалось привлечением наиболее компетентных специалистов к решению многих школьных проблем, в том числе оказанию методической помощи учительству.

С середины XIX в. стали регулярно проводиться учительские съезды, образовались педагогические сообщества, был учрежден институт учителей-инструкторов, в обязанности которых входил показ на образцовых уроках новых методов и приемов обучения. Организационные формы работы с учителями и оказание им практической помощи получили общее название «методическая работа».

Ретроспективный анализ позволил установить, что в российском образовании первой половины XX в. система повышения квалификации педагогических кадров базировалась на принципах идейно-политической направленности, плановости, непрерывности, всеобщего охвата педагогов., ориентации на активные методы курсовой подготовки, которая одновременно выполняла функцию «скорой методической помощи» (Э.М.Никитин). Первым документом, регламентирующим деятельность методической службы, стало Положение о педагогическом кабинете, в задачи которого входило оказание помощи учителю, методическим объединениям учителей и районным предметным комиссиям.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки студентов иностранного факультета педагогических университетов
Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется за счёт целостности, системной организованности и приобретения личностного смысла усеваемым знаниям, умениям, навыкам. Переживание значимости содержания и методов учебного процесса являетс ...

Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР
Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан ...

Разделы