Путешествия по сказкам также пробуждают фантазию и образное мышление, освобождая от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
В процессе коррекции детской агрессии методом недирективной сказкотерапии мы увидели необходимость потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции вначале с каждым ребенком индивидуально (1-2 занятия). Для этого использовались три техники расслабления: расслабление по контрасту с напряжением; расслабление с фиксацией внимания на дыхании; расслабление – медитация. Затем данная программа занятий была проведена со всей подгруппой детей вместе.
В программу включены три цикла занятий, которые направлены на снижение уровня агрессивности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
На занятиях каждого цикла психолог рассказывал сказку. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями, эмоциональными проявлениями, словами. На занятиях первого цикла психолог предлагал движения и выполнял их вместе с детьми. В ходе последующих циклов движения предлагалось продумать самому ребенку с небольшой помощью со стороны психолога.
Каждое занятие включало в себе комбинацию нескольких игр и упражнений, представленных в программе. При включение в занятие пяти и более игр и упражнений мы ориентировались на желание и индивидуальные психические возможности каждого ребенка; на необходимость и обоснованность подобного использование игр; также учитывалось время, отводимое на проведение каждого занятия – оно варьировалось от 25 минут и более.
Первый цикл
Включает в себя игры и упражнения, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения. Данный цикл состоит из 5 занятий.
Цели:
- эмоциональное развитие детей;
- научить детей определять, выражать свои чувства и разделять их с другими;
- снизить уровень агрессивности в процессе межличностных взаимодействий через овладения способами установления отношений с другими детьми.
Задачи:
- помочь детям осознать, что люди могут испытывать много разнообразных чувств;
- показать, что происходит, когда мы пытаемся скрывать «плохие» чувства, такие как зависть, гнев, обида и др.
- познакомить с позитивными способами управления негативными чувствами.
На занятиях данного цикла детям давались следующие положительные установки (адекватные взгляды на чувства):
- научившись называть свои чувства, ты можешь начать делиться ими с другими;
- разные чувства существуют не только у тебя;
- только очень одинокие люди скрывают свои чувства и притворяются, что у них все в порядке;
- обязательно поделись своими чувствами с другими, может быть они тоже поделятся с тобой и своими переживаниями;
- единственная плохая вещь – это не делиться с окружающими тем, что ты чувствуешь.
Эти установки при этом являются для детей еще и эффективными внутренними функциональными средствами саморегуляции своего поведения.
Пример 1.
В конце четвертого занятия Миша В. (Импульсивно-демонстративное поведение, прямая и косвенная агрессия, направленная на сверстников, СДВГ) начал хулиганить и бегать по комнате. | |
Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: |
Миша, что ты делаешь? Я бегаю. Ты хочешь бегать? Да. Почему ты хочешь бегать? Потому что. Мне весело. Тебе весело – это замечательно. Давай поделимся весельем с другими ребятами. Давай. Кому ты хотел бы передать свое веселье. Вике. А как бы нам это сделать? |
Миша подходит к Вике, берет ее за руку и с неуверенностью произносит «Вика, мне весело!». Психолог поощряет этот жест и предлагает всем ребятам, также поделиться своими чувствами друг с другом. |
Другие статьи:
Графические редакторы
Графический редактор – это прикладная программа, позволяющая рисовать на экране дисплея различные рисунки, графики, неложные чертежи, технические схемы и др., записывать их на дискету для долговременного хранения, получать их распечатки на бумаге. С помощью с ...
Методика подготовки и проведения клубного дня
Клубный день - специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса. Содержанием клубного дня может стать интересная и необхо ...