Пример 3.
На занятиях третьего цикла детям предлагалась определенная проблема, и просилось придумать выход из сложившейся ситуации. Например, в сказке «Цветик-Семицветик»: | |
Психолог: Дети: Психолог: Леша К: Вика Г: Психолог: |
Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться. Мальчик, как тебя зовут? Витя. А тебя как? Женя. Давай побегаем наперегонки. Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь. Ребята, как вы думаете, что сделала Женя? (Дети молчат). Ей стало жалко мальчика? Да. А что бы вы сделали, будь у вас волшебный цветок, волшебная сила? Я поколдовал бы и мальчик бы смог со мной играть. Я бы тоже бы загадала желание, и мальчик бы выздоровел. Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди. С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток .» Но боюсь, ребята, волшебная сила цветка исчерпана, и с помощью одного лепестка не помочь Жене с ее бедой. А могли бы мы помочь Жене? Ведь у каждого из нас есть своя волшебная сила. Давайте попросим все вместе лепесток, что бы он помог нам. Как замечательно ты придумал, Илья! Давайте встанем в круг все возьмемся за руки и вместе скажем волшебные слова |
Основные правила проведения занятий методом недирективной сказкотерапии:
1. Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.
На занятиях дети чаше всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.
2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как важно научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественными и сильными. Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означает, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».
Внутренние звуки — это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастает.
В процессе занятия детям периодически давалась возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагалось просто молча «послушать себя».
Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.
Другие статьи:
Применение неурочных форм в процессе обучения музыке
Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступ ...
Специфика применения Интернет-технологий
Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-уп ...