Коррекция агрессивности методом недирективной сказкотерапии
После завершения диагностики, был начат курс коррекции детской агрессивности методом недирективной сказкотерапии с первой экспериментальной подгруппой, в которую вошли 3 мальчика и 3 девочки, сравнительно одинакового возраста и социального статуса, но с различными особенностями поведения. Состав группы определялся путем оптимального подбора, где дети сочетаются по принципу дополнения (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения.
Цели недирективной сказкотерапии:
Снятие у ребенка эмоционального дискомфорта;
Включение ребенка во взаимодействие с коллективом сверстников;
Развитие у ребенка самовыражение;
Помощь ребенку дошкольного возраста в овладении чувства самоконтроля, саморегуляции, саморелаксации;
Снижение уровня агрессии;
Развитие эмоциональной сферы;
Развитие умения к преодолению трудностей.
Как правило, психотерапевтический процесс данного типа базируется на теории социального научения, при которой основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению. При этом аффективной стороне сказочного процесса не уделяется большого внимания. Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.
К преимуществам недирективной сказкотерапии также следуют отнести то, что вполне можно с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у ребенка, более структурированно и планомерно реализовывать и контролировать их, а также работать с ребенком в более интенсивном и краткосрочном режиме.
Для коррекции агрессивности у детей методом недирективной сказкотерапии был проведен цикл занятий по коррекционно-развивающей программе, разработанной Н. Погосовой «Погружение в сказку» (приложение 4).
Цель данной программы - снижение уровня агрессивности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Данная программа наполнена содержательными сказками, играми и упражнениями, направленные на высокую двигательную активность, чередование активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. В задачи данной программы также входят упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание на постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), и которые увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиться и совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабления.
Другие статьи:
Привлечение родителей к воспитательной работе
В воспитательном процессе школы, кроме педагогов, участвуют родители, работая в классных и общешкольных родительских комитетах, выполняя рекомендации, просьбы учителей. На современном этапе выделяют следующие виды привлечения родителей к воспитательной работе ...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению
педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...