Содержание программы включало в себя воспитательные дела, беседы, консультации, обсуждения телепередач. Также, учитывая наличие отрицательных привычек поведения, недоверия или чрезмерного доверия взрослым и сверстникам со стороны воспитанников, мы совместно с педагогом Бодаревой Ларисой Александровной и психологом Воловик Натальей Анатольевной провели воспитательный и коррекционно – развивающий курс занятий.
Занятия были направлены на развитие умения вести себя с окружающими, сформировать навыки планировать свою жизнедеятельность, доброжелательно общаться, конструктивно разрешать проблемы или конфликты в межличностных отношениях. Так как агрессию в подростковом возрасте связывают, прежде всего, с негативными эмоциями (например, гнев) отрицательными мотивами (например, навредить, причинить боль, моральный ущерб), а также с желанием подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами, то в ходе занятий особое внимание уделялось созданию образа правильных решений и действий.
Приводим некоторые фрагменты формирующих занятий с подростками экспериментальной группы.
1) Фрагмент проведенного занятия с методом создания педагогической ситуации от 20. 12. 2012года.
Тема: «Можно ли справиться со злом»
Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты;
воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Задачи:
-воспитывающая: формировать умения отличать речевую агрессию и не принимать ее в собственной речи.
-развивающая: освоить социальную роль доброжелательного собеседника.
Проблемная ситуация:
Друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь. . . Что ты скажешь в данной ситуации?
Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать. . . ». Уверенный: «Я считал, что мы договорились и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.
- Какие чувства вызывают разные типы ответа?
Подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость.
2) Фрагмент беседы на тему: «Добро и зло»
Притча про Змею и Мудреца
«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея, Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Вопросы для обсуждения:
-Нравятся ли вам злые люди?
-На кого похож злой человек?
-Как вы поняли совет Мудреца?
-От чего человек вынужден защищаться?
-Как можно защитить слабого?
3)Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»
«Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят "куличи", строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать. Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко — стесняется…Но сегодня Татьяна победила Федора.
Другие статьи:
Униатские школы
Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Че ...
Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших ...