в) тщательное обдумывание методических приемов;
г) подготовка заданий и вопросов, ответы на которые учащиеся; получают в ходе экскурсии;
д) предварительное сообщение учащимся темы, плана и литературы по содержанию экскурсии;
е) решение организационных вопросов (договор с администрацией промышленного предприятия, уточнение времени и места встречи с учащимися).
Проведение экскурсии включает информационную часть и рабочую.
Информационная часть - это рассказ, объяснение учителя, специалиста на предприятии.
Рабочая часть - исследовательская и регистрационная деятельность учащихся (сбор сведений и материала по программе, коллекций. описания, фотографирование и т.п.).
Как же определить, насколько успешно идёт работа? Эффективна ли она? Оценить качество работы можно по следующим критериям:
повышение качества географических знаний и умений школьников;
интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся;
повышение интереса к занятиям в классе и во внеурочное время, чтения дополнительной литературы, активное участие в общественно-полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
повышение качества знаний по другим предметам.
Экскурсия на АО «Прибор».
Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом в электротехнической отрасли промышленности, с организацией и путями повышения эффективности производства на предприятии и с содержанием труда рабочих различных специальностей.
Задачи экскурсии:
1. Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными специальностями.
2. Конкретизировать знания учащихся о концентрации, специализации и кооперирования производства.
3. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих на автоматизированных и неавтоматизированных участках, собирать и оформлять образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Подготовка к экскурсии.
Подготовка учителя к экскурсии включает предварительное посещение предприятия и изучение соответствующей литературы: отбор производственных объектов, подлежащих изучению: составление плана проведения экскурсии, в котором намечается последовательность изучения производственных объектов, содержание объяснений учителя и экскурсовода, вопросы и задания учащимся для наблюдения и сбора материала.
Функции экскурсовода иногда может выполнять учитель, однако, чаще экскурсию проводит производственник, а тем более на таком большом предприятии, как АО "Прибор". В этом случае учитель должен познакомить экскурсовода с задачами экскурсии, согласовать план ее проведения и вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Подготовка учащихся к экскурсии на машиностроительный завод заключается в повторении понятия об отрасли промышленности, концентрации и специализации производства и т.д. .
Машиностроение и металлообработка - это важнейшие отрасли промышленности, обеспечивающие машинами и оборудованием все отрасли производства и удовлетворяющие потребностям населения во многих изделиях культурного и бытового назначения.
После рассмотрения вопроса о значении машиностроения учитель говорит о задачах экскурсии, называет предприятие, которое предстоит посетить, кратко рассказывает о его произведем венной структуре и разбивает класс на бригады. Количество бригад соответствует количеству цехов, с которыми учащиеся познакомятся во время экскурсии. Каждая бригада получает задание собрать сведения об одном цехе и образцы сырья о готовой продукции. Целесообразно предложить учащимся следующую форму сведений о цехе, внутри - и межцеховых производственных связях.
Основные сведения о цехе.
Стадия технологического процесса |
Сырье, топливо и вспомогательные материалы |
Производимая продукция |
Вспомогательные цехи, обслуживающие основной |
Специальности рабочих основного и вспомогательного цехов | ||
виды |
Откуда получают |
виды |
Где используется | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Другие статьи:
Образы птиц родного края как средство формирования экологического
мировоззрения
Искусство неразрывно связано с природой. Ни один художник без знания природы, без любви к ней не создаст яркого, сильного произведения. Чувство цвета, ритма, гармонии воспитывает природа. Изобразительное искусство черпает вдохновение и художественные средства ...
Особенности содержания политехнического образования
в современных условиях
Социально-экономическое условие развития общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим актуальной является задача существенного улучшения трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательн ...