В группе учителей с авторитарным стилем результаты по фактору N – наивность – проницательность на уровне тенденции (0,79) отличаются от результатов учителей с демократическим стилем общения. Показатели по этому фактору выше у авторитарных учителей (по тесту это средние баллы). Это говорит об их расчетливости и принципиальности. Они не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, отстраненно. Ко всему подходят разумно, хитро и умело строят свое поведение. Проницательны по отношению к окружающим, осторожны. У демократических учителей низкий балл по тесту свидетельствует об их прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди, общительные, многое принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно и просто.
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале В - конкретное мышление – абстрактное на уровне тенденции (0,67) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Средний балл выше у педагогов с демократическим стилем, при этом вообще по всей группе результаты находятся на среднем уровне. В целом для учителей с демократическим стилем характерны высокие умственные способности, хорошее понимание абстракций. Эти педагоги имеют широкие интеллектуальные интересы. Они упорны, настойчивы. У авторитарных учителей мышление более конкретное.
В группе учителей с авторитарным стилем общения результаты по шкале F3: чувствительность - реактивная уравновешенность на уровне тенденции (0,66) отличаются от результатов учителей с демократическим стилем. Если сравнивать средний балл между двумя представленными группами, то можно говорить о том, что авторитарные учителя находятся ближе к полюсу «реактивная уравновешенность», в то время как учителя с демократическим стилем тяготеют к полюсу «чувствительность». Средний балл по группе авторитарных учителей свидетельствует об их решительности, предприимчивости, стабильности, склонности не замечать тонкостей жизни. Часто у таких учителей возникают трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Учителя с демократическим стилем характеризуются эмоциональностью, чувствительностью, спокойствием и вежливостью. Иногда у них возникают трудности из-за избытка раздумий.
Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского
Таблица №4
Определение достоверностей различий по тесту Л.П. Калинского, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Направленность |
5.1+0.48 |
7.3+1.07 |
0.85 |
2 |
Деловитость |
7.6+0.73 |
9.8+0.98 |
0.82 |
3 |
Доминирование |
2.6+0.52 |
4.1+0.85 |
0.7 |
4 |
Уверенность в себе |
4.4+0.56 |
5.4+0.85 |
0.32 |
5 |
Требовательность, |
3.1+0.57 |
4.6+0.83 |
0.69 |
6 |
Упрямство, негативизм |
3.6+0.78 |
4.2+0.8 |
0 |
7 |
Уступчивость |
5.2+1.32 |
6.9+1.49 |
0.13 |
8 |
Зависимость |
5+1.21 |
5.4+1.35 |
0 |
9 |
Психологический такт |
6.6+0.98 |
9.8+1.25 |
0.88 |
10 |
Отзывчивость |
6.7+1.34 |
7.8+1.11 |
0 |
Другие статьи:
Виды дидактических игр и их классификационные признаки
Игра – это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все основные типы человеческой деятельности [преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную] и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной дейст ...
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психическое развитие ребёнка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и д.р.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение ...