При сравнении организаторских и коммуникативных качеств личности учителей из групп с авторитарным и демократическим педагогическим стилем достоверных различий по шкалам теста не обнаружено. Вероятно, это связано с размерами выборки. Поэтому мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях. Следует заметить, что в целом по тесту результаты в группе демократичных педагогов несколько выше, чем в группе авторитарных учителей. Можно предположить, что коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт.
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале направленность на уровне тенденции (0,85) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем общения. Анализируя различия между средними по группам, можно говорить о том, что у учителей с демократическим стилем в большей мере представлено стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива. Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива. Показатели по этой шкале у авторитарных педагогов несколько ниже.
По шкале деловитость вновь на уровне тенденции (0,82) мы можем говорить, что это качество более выражено у педагогов с демократическим стилем, хотя уровень развитости качества достаточно высок и в группе авторитарных педагогов. Для учителей с высокими баллами по этой шкале характерно стремление к повышению деловых и организаторских качеств. Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности.
Интересным представляется тот факт, что у учителей с демократическим стилем общения результаты по шкале доминирование на уровне тенденции (0,7) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Среднее значение у первой группы учителей несколько выше. Мы можем предположить, что это связано с тем, что исследуемая выборка состоит из педагогов начальной школы, вероятно, для того чтобы организовать учебную деятельность детей младшего школьного возраста, просто необходим некоторый уровень доминирования, а в данном случае он невысок. Это свидетельствует о слабом стремлении к лидерству, власти, о желании распоряжаться и иметь успех.
На уровне тенденции (0,69) по шкале требовательность, жесткость результаты между группами так же различаются. Более высокое среднее значение имеют учителя с демократическим стилем общения, но, как и в предыдущем случае, в целом у группы уровень выраженности качества не выходит за границы потенциальной зоны развития. Соответственно можно охарактеризовать группу педагогов с демократическим стилем как людей требовательных, открытых , настойчивых в достижении цели.
По шкале психологический такт результаты между авторитарными и демократичными учителями так же различаются на уровне тенденции (0,88). Следует заметить, что для выборки вообще характерны достаточно высокие результаты по данной шкале. Не удивительно, что учителя демократического типа имеют очень высокий уровень психологического такта. Эти люди обладают чуткостью. Во взаимоотношениях с детьми у них выражено чувство меры и такта. Такой педагог быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из индивидуальных особенностей. Учитель быстро находит нужный тон в общении с ребенком, что так важно для младшего школьника. Он общителен и уживчив, естественен в обращении. Все эти особенности находятся у авторитарного педагога на уровне потенциальной зоны развития. На наш взгляд, для этого коллектива педагогов начальной школы это очень хорошие результаты, ведь для младшего школьника так важно бережное отношение к его личности. А психологический такт учителя может очень плодотворно повлиять на развитие ребенка.
Другие статьи:
Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти
В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, степени произвольности при за ...
Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках
математики
Стратегия развития системы экологического образования в России на современном этапе в значительной мере обусловлена изменениями научных парадигм, что, в свою очередь, приводит к расширению сферы компетенции математики как научной дисциплины. Как следствие, по ...