Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя его виды. Вот пример проведенного в старшей группе цикла занятий по знакомству с украинской «Петриковской» росписью (на основе знакомства с подлинными изделиями украинских мастеров).
Из разнообразных мотивов этой росписи для показа детям нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент украинской росписи – цветок. Для первого занятия выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев; в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: сначала рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, из его центра, путём примакивания боковой стороной кисти изображаются расходящиеся во все стороны лепестки, более тёмного цвета. Зелёные листья располагаются попарно между бутонами. Подавляющее большинство детей сразу усваивают особенности расцветки. Овладев приёмами рисования бутонов и листьев, они знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски; вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях дети создают общий узор на полосе.
Затем педагог показывает им узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов и листьев, более сложных по форме и в ином положении. Украшая цветок деталями, они проявляют свой вкус и изобразительность. Подбираются так же, как и при рисовании бутонов.
На последующих занятиях дети знакомятся с более сложным построением узора и разнообразной разработкой цветка, листьев и бутона; получают всё более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения. После четырёх занятий, на которых в качестве образцов детям показывали народные орнаменты, им предлагают нарисовать украинский узор на прямоугольной доске для резки хлеба по своему замыслу. Перед этим следует рассмотреть несколько изделий.
Количество занятий по украинской, молдавской или российской росписи определяет педагог в зависимости от того, как дети осваивают роспись.
В каждом районе нашей республики есть местные виды народного прикладного искусства, произведения которого могут быть использованы на занятиях с дошкольниками. Наиболее близка детям народная игрушка, которую они изображают в лепке и рисунках. Несложные мотивы можно найти в росписи по керамике, дереву, ковроткачества, вышивки.
Ещё одним видом народного искусства, с которым можно познакомить детей старшей группы, является гжельская роспись.
Цветоведение.
В старшей группе продолжается работа по развитию у детей чувства цвета. Помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставится задача – научить детей делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Дети различают цвета яркие (спектральные) и тёмные (чёрный, серый, коричневый); замечают, что есть светлые цвета (розовый, голубой, светло-жёлтый, белый); начинают понимать, что многие цвета могут быть яркими (насыщенными) и светлыми. В конце года следует показать детям, как можно получить светлые тона, добавляя краску какого-либо яркого цвета в белую (при рисовании гуашью) или разбавляя её водой (при рисовании акварелью).
Необходимо показать детям выразительные возможности цвета, чаще спрашивать их о сочетании цветов: «А как будет красиво?». При этом не следует настаивать только на тех сочетаниях, которые нравятся воспитателю: надо дать детям возможность высказать своё мнение. Отмечать красоту формы, строения предметов, пропорций частей детям сложно, их вкус может ярко выражаться, прежде всего, именно в подборе цветов и цветосочетаний. Воспитывать вкус надо постепенно, на хороших примерах, на знакомстве с произведениями искусства, как классического, так и народного. Ярче всего красота в сочетании линий и форм, в подборе цветов проявляется в декоративно – прикладном искусстве.
Другие статьи:
Физическая культура, как одна из основ полноценного
образования и воспитания учеников старших классов
Термин "физическая культура" появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с нача ...
Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории
Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом сист ...