Но необходимо помнить, что занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.
Творческую работу детей в изодеятельности можно назвать искусствотерапией, которая в первую очередь направлена против страха, она исцеляет детей духовно, даёт им ощущение свободы, приводит в порядок их чувства и мысли.
Каждому тематическому творческому занятию предшествует рассказ, сказка, игра. Дети должны вообразить себе то, что никогда не видели или видели, но забыли. Свободные темы чередуются с натюрмортами, пейзажами и копированием картин-образцов.
Занятие можно начинать с разминки – ритмических упражнений. Метод ритмических упражнений призван сделать самого «художника» и его руку окрыленными и гибкими. Благодаря этим упражнениям, дети извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают дальнейшую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредотачивает детей, даёт им общий импульс, и дети погружаются в другое пространство, где властвуют эллипсы, синусоиды, круги, кривые и прямые. Такая работа проделывается «с цветом – составляется цветовой круг, смешивание краски – эта работа для палитры, или детская игра с волчками (юлой) «Какой цвет получится?».
Лучше всего заниматься с большим количеством детей, чем с малым или одним ребёнком. В большой группе дети заражают друг друга идеями. Я стараюсь не навязывать им своё внимание, тем самым, предоставляя им возможность, большего воздействия друг на друга. Мне приходится исподволь готовить детей к будущей работе в обществе. Ведь работа группы представляет собой неконкурирующее целое, совокупную единицу мощности. Путём интенсивной работы и группа, и личность, получают результаты: все готовы справляться со сложностями, дети становятся не только критичными, но и доброжелательными друг к другу.
С целью уменьшения страха перед изодеятельностью и обучения техническим навыкам на занятиях пришлось использовать психотерапевтические игровые техники, АРТ терапию и другие развивающие игры с дошкольниками: «Глиняные каракули», «Сочинение историй с помощью шарфа», «Рисование с помощью клубка», «Разрывание бумаги», «Салочки – догонялочки», «раздувайся пузырь» и другие психологические техники. Психологический настрой детей на занятие считаем, что необходим в основном в начале учебного года, а к концу – предлагаем только психологические игры.
Вся методика работы по изодеятельности строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у дошколят сформировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась бы напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.
И ещё. Нам необходимо создавать такие условия общения с памятниками народного искусства, при которых дети, используя навыки расшифровывания семантики народного орнамента, могли создавать свои, оригинальные композиции узоров.
Извечные вопросы искусства «что?» и «как?» не пугают детей. Вот почему мне хотелось подчеркнуть, что нам нужно больше доверять интуиции детей – великому дару природы.
Другие статьи:
Особенности
игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер пси ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности
дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
Исследования проводились в течение 6 месяцев в г. Тирасполе, в МДОУ №18, в старшей группе. В эксперименте участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет. Исследовательская работа строилась на следующем научном предположении: Конструирование из бумаги, как вид ...