Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).
На занятиях по изобразительной деятельности декоративное творчество проявляется не только во время декоративного рисования, но и лепки, аппликации, конструирования.
Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование – рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение.
В этом выражалась унитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять своё первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая, по мнению А.В. Бакушинской, изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.
В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т.е. дождь; чёрные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем и наполненное небесной влагой прорастет зерно – начнётся новая жизнь.
В молдавской игрушке линии, пересекающие солярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение его утром (слева), днём (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).
Расшифрование и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный.
Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, поможет:
– пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;
– создать яркий эмоциональный фон декоративно – орнаментальной деятельности;
– наполнить повествовательным смыслом общую композицию;
– сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.
В связи с обозначенным направлением в организации обучения декоративному рисованию целесообразно выдержать следующую последовательность:
– изучение знаков солнца, луны, воды;
– изображений растений, птиц и животных;
– их взаимосвязи с образом женщины;
– отображение повседневной жизни людей в декоративных росписях.
Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в сакральность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в декоративном рисовании (стилизованность, ритмичность и т.п.) и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.
Сама по себе семантика народного орнамента Приднестровья невозможна без глубоких исследований истории нашего края.
Можно назвать и другие формы ознакомления детей с народным искусством. И всё-таки наиболее эффективной и действенной из них является практическое участие дошкольников в создании изделий, которые они сами лепят из глины, вышивают, расписывают кистью. При этом причастность к творческому процессу изготовления художественных изделий, близких тем, какие создают народные мастера не только и не столько развивают технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость того, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником.
Другие статьи:
Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории
Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом сист ...
Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе
Для достижения поставленных целей нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений», «Природа зимой» и «Весна в природе». В контрольной группе по данным темам проводились уроки. В ходе формирующего этапа с ...