Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Страница 9

В народном декоративном искусстве всё основано на отработанных профессиональных навыках и приёмах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приёмы столь совершены, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными: нанесением особым штампиком ямок, штрихов и звёздочек на глиняные изделия, ритмичными прорезами в резьбе по дереву, кистевыми мазками в росписи, равномерно чередующимся переплетением нитей при изготовлении узорных тканей и вышивки, и т.д. Обучение многим из этих технических приёмов вполне доступно для детей. Их можно показать и объяснить ребятам в возрасте уже пяти-семи лет, и это открывает перед ними новые возможности для собственного творчества.

Встречи с красочной птицей, изображенной на прялке, с глиняным дымковским коньком, с орнаментальным узором вышивки, с нарядными молдавскими коврами не только воспитывают художественный вкус дошкольников, но и пробуждают в них желание самим лепить из глины и расписывать красками таких, же сказочных коней и птиц, рисовать орнаментальные узоры на бумаге и ткани.

Если ознакомление детей с произведениями народного искусства хорошо продумано и умело организовано, где ребята вовлечены в увлекательный для них процесс расшифровки семантики народного орнамента и создания непосредственно изделий из различных материалов, то можно видеть интересные результаты. Основу работы в этом направлении составляет метод тематических творческих заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образцов и практическое участие в декоративном творчестве.

Творческие задания способствовали возникновению в воображении детей ярких красочных образов и позволяли поддерживать увлеченность декоративно-прикладной деятельностью. Уже сами названия некоторых творческих заданий – «Весёлые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «волшебная карусель» – показывают, что в основе их лежит образное, поэтическое начало, развивающее эмоции, ассоциативное мышление дошкольников.

В ходе выполнения творческих заданий дети приобрели уверенность в том, что они могут от начала до конца (от подготовки материалов к работе, разработки эскизов и до воплощения их в керамике, декоративных коллажах, мозаике, аппликациях и т.п.) создавать красивые и необходимые в быту вещи. Работы эти использовались затем в оформлении помещений детского сада, при создании костюмов для театрализованной деятельности, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Дошкольники в возрасте 5–7 лет научились в пределах своих возможностей разбираться в том, что хорошо и что плохо в художественном отношении, а это является основой для дальнейшего развития их творческих способностей, эстетического вкуса и общей художественной культуры. Оправдало себя и использование в творческих заданиях таких материалов, как глина, ткани различных фактур и расцветок, разбитые стеклянные сосуды, фольга из-под конфет, всевозможные коробочки, свечи, уголь, песок, опилки, старые деревянные изделия, а также ознакомление детей с доступными для них видами художественной обработки этих материалов. Это позволило внести новизну и разнообразие в детское творчество, сделало его более увлекательным.

Каждому кому хоть однажды довелось побывать в местах, где расположены художественные промыслы, приходилось наблюдать такие сценки. Мастерица дымковской игрушки готовит глину к лепке или расписывает забеленную фигурку козлика или птицы весёлыми узорами. Рядом, расположившись с ней за одним столом, тоже мнёт глину или наносит узоры на свою птицу девчушка с голубыми бантиками или вихрастый малыш. Подобное можно увидеть и в цехах предприятий хохломской росписи, на нашей сувенирной фабрике. И вот, что характерно: дети, которые находятся рядом с мастерами, никогда не бывают только наблюдателями. Они тоже непременно рисуют на бракованных дощечках, на листах бумаги орнаменты, выкладывают свои узоры из соломки, природного и бросового материала.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе
Для достижения поставленных целей нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений», «Природа зимой» и «Весна в природе». В контрольной группе по данным темам проводились уроки. В ходе формирующего этапа с ...

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, о ...

Разделы