Рис. 9 - Модель проектирования методической деятельности
Из рисунка следует, что проектная деятельность педагога начинается с описания исходного состояния исследуемого объекта, где особое место уделено результатам анализа методической деятельности исследуемого субъекта методической службы. На основе полученных данных осуществляются: планирование, организация методической работы, контроль и коррекция составляющих компонентов методической деятельности. Результатом проведенной работы может быть создание образа новой модели методической службы, отвечающей определенным, заданным в цели требованиям. В качестве важных результатов проектирования и осуществления методической деятельности выступает развитие профессиональных и личностных качеств проектировщиков (педагогов-методистов).
Системный подход к проектированию методической деятельности дает возможность определить требования к профессиональной компетентности субъектов системы образования как целостному феномену, которые обусловлены:
объективными данными о результатах его деятельности в соответствии с поставленными целями, задачами, функциями;
собственно проектировочной деятельностью с ее моделями, технологиями и алгоритмами, а также организацией проектирования во взаимодействии с другими;
объективными педагогическими условиями и факторами (внутренними и внешними: социокультурной средой, развивающейся муниципальной системой образования и самообразованием и самовоспитанием педагога).
По утверждению А.М. Моисеева , для проектирования целесообразной методической деятельности педагогу-методисту необходимо знать:
теоретические основы проектирования образовательным учреждением;
образовательное учреждение со всеми особенностями как конкретный управляемый объектом детерминирующий систему внутреннего управления;
технологию проектирования;
процедуры проектирования. Педагог-методист как проектировщик должен уметь:
-профессионально выполнять собственно проектирование методической деятельности и взаимодействовать в данной работе с педагогами или другими субъектами образования;
четко представлять границы своей профессиональной компетентности;
диагностично и технологично ставить цели методической деятельности;
адекватно выбирать средства и способы достижения цели в организуемой методической деятельности;
уметь выделять конкретные объекты проектирования, выявлять их потребности, особенности, а также современные ориентиры и направления развития и на этой основе формировать актуальные и конкретные задачи по отношению к управляемому объекту.
В педагогической литературе отмечается (Л.В. Буйлова, С.В. Кочнева и др.), что действия педагога-проектировщика должны быть научно обоснованными; своевременными и оперативными, способствующими решению выявленных проблем в методической деятельности; нормативными (соотнесенными с функциональной зоной ответственности каждого из участников методической деятельности, с требованиями нормативных положений о методической службе, ценностными ориентирами, средствами взаимодействия методических структур).
Для реализации этих действий необходимо:
изучить и осмыслить нормативные документы Министерства образования и науки РФ и региона;
активно внедрять и использовать достижения и рекомендации психолого-педагогической науки;
изучать и внедрять передовой педагогический опыт;
создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно хранящих традиции учреждения;
прогнозировать результаты образовательного процесса;
стимулировать инициативность и творческий подход педагогов к делу;
использовать в учебно-воспитательном процессе современные методики и технологии;
выявлять и предупреждать недостатки и затруднения в работе педагогического коллектива;
развивать профессионально-ценностные качества педагогов, воспитывать в них готовность к самосовершенствованию.
Данные умения и способности определяют наличие у педагогов:
Другие статьи:
Другие принципы русской орфографии
Отступления от морфологического принципа орфографии могут быть различными. Некоторые из них базируются на совпадении правописания слов с их произношением: «пиши, как слышишь». Такие написания основаны на фонетическом принципе. Сущность фонетического принципа ...
Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих
детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...