между желанием педагогов в духовно-нравственном самопознании и саморазвитии и их готовностью к самоорганизации на уровне овладения новыми технологическими и методическими знаниями и умениями, развитию своих рефлексивных способностей;
между потребностью функционирования муниципальной системы образования как движущей силы развития личности и неопределенностью ее становления относительно поставленных задач и ожидаемых результатов.
Методические службы по своей функциональной направленности призваны разрешать все эти противоречия, актуализируя и повышая творческий потенциал педагога-методиста; активизируя при этом все средства развития и саморазвития его профессионализма. Вместе с тем разрешать имеющиеся и вновь образующиеся противоречия представляется возможным лишь в случае целенаправленного управления процессом развития профессионализма педагога-методиста через его внутренние и внешние факторы. Внешними факторами выступают социокультурная среда и развивающаяся муниципальная система образования; внутренними - самовоспитание и самообразование педагога. Эффективность влияния каждого из факторов определяется теми педагогическими условиями, в которых они функционируют.
При этом факторы и условия должны быть ориентированы на:
развитие и саморазвитие профессиональной компетентности педагога;
актуализацию знаний муниципальных особенностей в содержании образования педагога-методиста;
организацию не только процесса профессионально-педагогической социализации, но и креативной индивидуализации в системе муниципального образования;
расширение деятельности педагога-методиста за счет координации и взаимодействия с различными сферами социокультурной среды и учреждениями муниципально-образовательного пространства.
В современных условиях деятельность педагога-методиста полифункциональна. Она сочетает различные виды деятельности: управленческую и педагогическую, исследовательскую и дидактическую, методическую и организаторскую. Исследователи проблем внутришкольного управления в сфере образования признают наибольшую ценность осуществления педагогом-методистом различных функций и видов деятельности, так как полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать ее.
Нормативные документы о деятельности методистов и методических служб отражают функциональные обязанности методистов, но при этом в содержание деятельности педагога-методиста включены умения применительно лишь к отдельным видам деятельности (например, овладение технологией обобщения педагогического опыта, овладение технологией организации методических мероприятий с работниками образования и др.). Однако система непрерывного образования педагогических кадров поставлена перед необходимостью не только и не столько их подготовки к обеспечению функционирования системы образования, сколько к ее развитию.
Педагог-методист в условиях муниципализации образования призван решать не инструктивно-информационные задачи, а исследовательские, прогностические и проектировочные. Он не должен транслировать информацию, давать устаревшие рекомендации, а должен стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, стать субъектом развития системы образования в целом; быть способным сотрудничать и владеть субъект-субъектным подходом в общении с обучаемыми педагогами, а также диагностировать потребности и запросы работников образования, собирать и хранить информацию на компьютерных носителях. Современный педагог-методист выполняет различные профессиональные роли: аналитика и диагноста, прогнозиста и проектировщика, программиста, координатора и информатора. Сегодня он прежде всего профессионал, предоставляющий другим педагогам профессиональную методическую помощь, способствующую их самоопределению в информационном потоке и в педагогической деятельности.
Как нам представляется, профессионализм педагога-методиста состоит в:
способности понимать и принимать нормы деятельности относительно реально существующей ситуации;
Другие статьи:
Система дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во ...
Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философск ...