Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 15

Главное в методической работе - оказание помощи всем членам педагогического коллектива. Практика показывает, что методическая работа наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Это возможно, когда весь педколлектив работает по единой методической теме.

Прежде всего, важно определить такую тему, которая была бы актуальна для всех учителей школы.

В ходе исследования прошли апробацию разные методические темы: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», «Интенсификация учебно-воспитательного процесса», однако результативность работы нас не устраивала, так как качество знаний учащихся было невысоким.

С 2002 года ряду школ края была предложена единая методическая тема - «Дифференциация обучения на основе учета индивидуальных способностей и возможностей учащихся». Результаты значительно улучшились.

Чтобы такая работа была целенаправленной, необходимо ее прослеживать по всем направлениям деятельности школы. Рассмотрим структуру методической работы в этой связи (рис. 16).

Рис. 16 - Структура методической работы школы-гимназии № 9 г. Невинномысска

Несколько примеров, поясняющих схему:

1. Педсовет на тему: «Психолого-педагогические особенности дифференцированного обучения».

2. Заседания школьного методического объединения:

а) Учителей начальных классов: «Решение задач различными способами как средство развития учащихся на основе внутренней дифференциации».

б) Учителей иностранного языка: «Дифференцированный подход в обучении учащихся иностранному языку».

в) Учителей русского языка: «Дифференцированный подход при изучении темы «Правописание наречий».

г) Школа передового опыта: «Обмен опытом работы в 9-х классах по дифференцированной организации учебного процесса».

3. Внутришкольный контроль. Учет индивидуальных возможностей учащихся на отдельных этапах урока.

Анализ первого этапа эксперимента по дифференциации обучения показал, что наиболее перспективно создавать профильные классы. Поэтому в 2002 году во всех параллелях с 5-го по 11-й класс, были открыты профильные физико-математические классы.

В результате четырехлетней предварительной работы к 2004 году педколлектив оказался подготовленным в научно-методическом плане к новому, более высокому уровню дифференциации. Решением МОСК у нас были открыты гимназические классы физико-математического профиля с 1-го по 11-й класс. В связи с этим изменилось содержание методической работы, и была разработана программа эксперимента по преобразованию школы в физико-математическую гимназию.

От работы творческих групп учителей мы перешли к научно-методической деятельности на кафедральной основе. Были созданы кафедры:

Учителей начальных классов

Русского языка и литературы

Математики

Иностранного языка

Физики

Химии, биологии

Географии

Истории.

Экспериментальная работа преподавателей гимназии внесла корректировку и в планирование методической работы. Мы провели научно-практическую конференцию «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в гимназии» (защита рефератов и авторских программ).

Планы работы кафедр были подчинены ведущим идеям: «Особенности преподавания литературы в физико-математической гимназии», «Особенности преподавания иностранного языка в гимназии. Активные формы преподавания», «Преподавание в условиях деления класса на подгруппы различного профиля», «Обучение математике с учетом индивидуальных способностей гимназистов».

Основными направлениями работы школы был обмен опытом работы над авторскими программами профильных и непрофильных предметов. Внутришкольный контроль нацелен на изучение состояния преподавания предметов по выбору в гимназических классах. Единая методическая тема школы постоянно корректируется. Теперь единая методическая тема сформулирована так: «Дифференциация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе рекомендаций проектов государственных стандартов».

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

Другие статьи:

Семинарские занятия в системе контекстного обучения
При сложившейся системе вузовского обучения усвоение знаний, выработка умении и навыков осуществляется на двух уровнях. С помощью лекций или самостоятельной работы студентов организуется усвоение знаний на первом уровне - первоначальное знакомство с учебным м ...

Групповая работа и диалогизация образовательного процесса
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Из ...

Разделы