Структурно-содержательные блоки-модули являются средством реализации задач профессионального роста педагога. Деятельность обучающихся в рамках каждого модуля осуществляется по одной из следующих схем-»цепочек»:
проблемная лекция - практикум (работа в предметных группах) - семинар «Брифинг с экспертом» или «Наш диалог»;
проблемная деловая игра - практикум (работа в группах по проектной деятельности) - защита проектов.
В каждом блоке ставится задача максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся. Поэтому мы и назвали организационно-содержательные блоки мастерскими, чтобы подчеркнуть деятельностный, исследовательский характер занятий. Реализация проекта предполагает работу слушателей в андрагогических мастерских общепрофессиональной, предметной, межпредметной проблематики, профессионально-личностного самосовершенствования и проектной деятельности (мастерская школьных «команд»).
Существенной особенностью проекта является контекстное обучение (метод погружения, интенсив, атмосфера сопричастности). Оно направлено не только на повышение профессионального уровня, но и на развитие деятельности учителя, на выработку у него умения взаимодействовать с коллегами в школьных «командах», сообществах и за их пределами. В рамках теоретического блока-модуля, наиболее сложного с точки зрения активизации обучения, используются различные способы активизации познавательной деятельности обучающихся (рис. 14).
Рис. 14 - Способы активизации познавательной деятельности педагогов
Участники проекта на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой психолого-педагогической, методической и специальной литературы разрабатывают модификации известных педагогических технологий, проекты совершенствования различных видов деятельности; формулируют проектные и учебные цели; создают дидактическое обеспечение учебного процесса; обобщают и представляют разработанный материал в виде проектов, моделей. Занятия по конструированию, моделированию учебного процесса, созданию его дидактического обеспечения проводятся в имитационной форме. Используемые в рамках мастерских формы организации обучение разнообразны (рис. 15.).
Рис. 15 - Формы организации обучения педагогов в рамках мастерских
Они позволяют создать обстановку для творческой мыслительной деятельности. Учитель работает одновременно и индивидуально с максимальным напряжением мысли, и в коллективе, подвергая свои идеи оценке-экспертизе коллег. В ходе такого индивидуально-коллективного обсуждения «выкристаллизовываются» наиболее ценные идеи, которые каждый учитель наполняет конкретным содержанием. Так, через анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, педагог в зависимости от своих личностных, персональных особенностей, трансформирует применительно для себя полученные знания. Это становится возможным благодаря его мыслительной, организационной и преобразующей деятельности в рамках «Мастер-класса».
Проект предусматривает проведение для 50 учителей (10 школьных «команд» одного района, один набор) или 100 учителей (20 школьных «команд»
из двух районов края, два набора) в течение года в каникулярное время (январь, март, июнь, август, ноябрь) трех интенсивных пятидневных сессионных периодов (мастерских повышения квалификации) с межсессионной самостоятельной работой участников. Проект позволяет достичь практического интегрирования различных элементов гуманитарного, естественнонаучного и педагогического знания, за счет определенной содержательной системности, логической и дидактической упорядоченности сжатой по времени программы. Это находит отражение в учебном плане программы всех трех сессий мастерских.
Таким образом, цели и задачи проекта предполагают, что новое содержание осваивается участниками в активной деятельности в надпредметном, межпредметном и предметном аспектах с опорой на профессиональный опыт, который должен постоянно обновляться и качественно обогащаться. Организация крупных блоков тем, проходящих сквозной содержательной линией через все три сессии, представлена несколькими аспектными мастерскими: общепрофессиональной проблематики, общепрофессиональной и предметной проблематики, профессионально-личностного самосовершенствования педагога, межпредметных связей и мастерских школьных «команд».
Другие статьи:
Объектные
модели как наглядность обучении геометрии
Изучить форму тела, изображать тело на плоскости, на доске, на бумаге, научиться анализировать, рассуждать, доказывать, развивать пространственное мышление - это основные задачи обучения математики в школе. Для представления пространственных образов и их изоб ...
Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных: Юношеская библиотека отличается сп ...