Кроме того, широко практикутся:
1) «Школа молодого учителя» - курсы для начинающих педагогов;
2) проблемные постоянно действующие семинары для педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной, исследовательской работой, а также для руководителей районных методобъединений;
3) семинары-консультации (выездные) по актуальным проблемам обновления образования;
проектировочные семинары;
очно-заочные семинары для учителей сельских школ;
практикумы.
Все перечисленные формы работы имеют своей целью:
оказание помощи работникам образования в освоении обновленного содержания, новых педагогических технологий, достижений психолого-педагогической науки и передовой педагогической практики, поддержка инновационных процессов в образовании;
удовлетворение образовательных потребностей педагогов, повышение уровня их профессиональной квалификации, творческого потенциала.
На рис. 13 приведены варианты работы проектировочного семинара (проектирование урока) и очно-заочного семинара для учителей сельских школ, проводимых методической службой СКИПКРО под нашим руководством.
Как свидетельствует практика, повышение квалификации - наиболее гибкая подсистема непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы общества. Она способна помочь в преодолении кризиса профессиональной компетентности педагога и способствовать подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях. Однако традиционные ее модели в настоящее время мало эффективны. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель был творческой, неповторимой личностью. Это требует персонификации процесса подготовки и переподготовки учителей и рождает новые подходы к организации учебного процесса, по-иному определяет содержание учебных дисциплин в системе повышения квалификации.
В рамках проводимого исследования нами были использованы технологии активного и экстрактивного обучения, в основе которых лежат деятельностный подход и доминирование самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.
Рис. 13
Суть их состоит в том, чтобы превратить обучаемого из пассивного объекта в развивающийся субъект педагогической деятельности (из обучаемого в обучающегося и, далее, в самообучающегося), который, исходя из своей внутренней активности, сам организует свою учебную деятельность.
Совершенствование обучения в системе повышения квалификации мы связываем с тем, что оно подчинено основной цели - созданию условий профессионально-личностного роста педагога и его педагогической компетентности. Это предполагает профессионально-деятельностную переориентацию учителя в новых условиях, ведущую к обогащению профессионального опыта, к самостоятельному и углубленному расширению полученных знаний.
Реализовать вышеизложенные идеи помог региональный проект повышения квалификации учителей «Педагогическая компетентность и мобильность», воплощенный в форме андрагогических мастерских. Он разработан в соответствии с научно-методической темой Ставропольского краевого ИПКРО «Модернизация педагогического образования в системе непрерывного образования на этапе послевузовской подготовки» и предполагает вовлеченность педагога в проживание образовательных ситуаций, в которых нельзя заранее точно знать, как долго придется изучать и обсуждать тот или иной вопрос, а главное, какой аспект проблемы (методологический, дидактический, психологический или методический) окажется в данный момент особенно актуальным. В обучении происходит смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных систем профессиональных моделей, что вовлекает в активное взаимодействие со слушателями группу преподавателей, объединенных предметом изучения.
Главная цель проекта - разработка и практическая реализация регионального варианта модели повышения квалификации учителей сельских школ, которая обеспечивает приращение профессиональной компетентности педагога, обогащение его профессионального опыта, формирование мотивации профессионально-деятельностной переориентации учителя в изменяющихся социокультурных условиях.
Другие статьи:
Методики обучения решению текстовых задач в 1 классе Республики Казахстан и
программе «Школа России»
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся 1 класса, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи зависит их умение решать задачи. Главная ее цель – научить детей осоз ...
Эмпирическое
исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре р ...