анализа сложившейся педагогической ситуации;
прогнозирования и конструирования образовательного процесса с учетом муниципальных особенностей системы образования;
взаимодействия с людьми на основе многообразных технологий обучения и развития человека;
контроля и коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями.
Рефлексивный компонент характеризуется:
способностью к самопознанию и самооценке в аспекте гуманистических и профессиональных ценностей;
способностью к самоуправлению в аспекте потребностей муниципально-образовательной среды.
Результаты предпринятого нами исследования профессиональной готовности методистов к исполнению своих обязанностей показали, что только 12% из них находятся на оптимальном уровне. Остальные задачи реформирования системы образования с трудом переводят в способы своей деятельности. Сохранилась укоренившаяся привычка действовать по инструкциям, рекомендациям сверху. Обновление методической работы мы рассматриваем с таких качественных позиций, как:
радикальное изменение в работе с кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;
частичное добавление нового к старому;
совершенствование сложившегося опыта.
Опросы показали, что на радикальное обновление на основе системного подхода настроены только 18% методистов, большая часть (43%) была ориентирована на процесс совершенствования.
B качестве рабочей концепции опытно-экспериментальной работы избрали мотивационное программно-целевое управление.
Реализация программно-целевого подхода к методической деятельности определена алгоритмом, суть которого в:
столкновении самооценки с научно обоснованной оценкой, осознание своей некомпетентности;
стремлении к компетентности и поиску путей преодоления трудностей;
личностном удовлетворении от компетентной, практической деятельности в соответствии с нормой-образцом.
Первым технологическим шагом в преодолении противоречий методистов было определить «формулу» движения к конечной цели: от «надо» (социальный заказ методисту), «хочу» (психологическая готовность) и «могу» (технологическая готовность); «делаю» (выполняю деятельность в соответствии со своей психологической и технологической готовностью) и «получаю» -реально оцененный (признанный) результат труда.
Второй шаг, который мы сделали - разработали норму-образец деятельности методиста; определили исходные личностно-профессиональные его качества (педагогическая компетентность, инициатива и способность к творчеству, организаторские данные, гуманистическая ориентация, психолого-педагогические знания и знания в области интегрированных учебных предметов, постоянное личностно-профессиональное самосовершенствование, внутренняя культура); описали деятельность методиста (выполнение профессиональных функций адекватно целям); представили характеристику достижения результатов его деятельности - перевод образовательных учреждений в режим развития; выявили научно-методические условия для оптимальной творческой самореализации педагогов.
Как показали наши наблюдения, разработка нормы-образца помогает методисту осознать специфические умения при решении задач обновления школы, оказывать помощь директорам и завучам в методической работе с учителями. Норма-образец деятельности методиста служит повышению технологичности его труда и профессиональному самостановлению, а также оценке со стороны руководителей и коллег, с которыми они работают. Норма-образец представляет собой оптимальный уровень деятельности по квалиметрической шкале измерения (8,5-10) в соответствии с деревом целей:
1. Достижение целей психолого-технологической готовности:
осознание методистом задач по перестройке работы с кадрами на основе ее непрерывности и целесообразности для педагогов, наличие мотивации собственной деятельности;
готовность к работе в условиях обновления целей и содержания школьного образования на основе овладения системным подходом;
Другие статьи:
Наблюдение как основной вид фронтального обследования
Организация наблюдения Практика деятельности сотрудников специального образования показала, что наиболее адекватным задачам группового обследования в данной ситуации является метод структурированного наблюдения. В классификации диагностических методов наблюде ...
Нравственность как основа формирования гармонически
развитой личности дошкольников с ОНР
В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным. Формирование л ...