Рис. 11 - Рейтинг методических форм работы с педагогами
Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит (табл. 7).
Таблица 7 - Соответствие цели форме повышения квалификации
Цель |
Форма |
Совершенствование педагогической техники |
Семинары, практикумы, школа молодого педагога |
Совершенствание педагогического мастерства |
Педагогические мастерские |
Развитие креативных способностей |
Творческие группы |
Становление стиля педагогической деятельности |
Клуб «Профессионал», мастер-классы, тренинги |
Формирование готовности к инновациям |
Школа педагогического мастерства |
Формирование педагогической культуры |
Психолого-педагогические, методические семинары - практикумы |
Разработка авторских методик, программ, технологий |
Проектировочные семинары |
Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы |
Школа педагогического опыта, научно-методические семинары |
Диагностика этого выбора позволяет методисту проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога.
Рис. 12
В рамках своего исследования мы использовали многомерную модель организации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов (рис. 12).
Такая модель отражает взаимосвязь уровня педагогического мастерства педагога, готовность его к инновационной деятельности с выбором форм и методов работы с ним.
Основными формами работы с учителями в системе повышения квалификации являются: курсовая подготовка, консультации, анализ образовательной практики.
В опытно-экспериментальной работе были реализованы следующие основные виды курсовой подготовки:
1) курсы повышения квалификации всех категорий педагогических работников, программа которых ориентирована на повышение педагогической культуры, прирост и обновление знаний по предметам и проблемам педагогики и психологии; освоение новых подходов к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, их обучения и досуга; осмысление и анализ собственной педагогической позиции и технологии; обмен опытом работы;
2) курсы «Введение в должность» для вновь назначенных руководителей образовательных учреждений, вожатых, воспитателей групп продленного дня, а также педагогов, впервые приступающих к ведению предмета не по дипломной специальности (информатика, ИЗО, черчение и др.);
целевые курсы для педагогов, начинающих работать по новым программам и учебникам;
проблемные курсы, которые призваны помочь руководителям методобъединений, творческих групп и семинаров, школ передового опыта, а также педагогам, занимающимся самообразованием, в углублении теоретических знаний по теме, в совершенствовании методики обучения и воспитания, в оптимизации методической работы с коллегами;
предаттестационные курсы в помощь педагогам, претендующим на присвоение в ходе аттестации первой и высшей категории.
Другие статьи:
Методы психологического обучения в
группе и их особенности
Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии высшая школа доказана, что использование групповых форм обучения положительно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. Групповая деятельность – социологический и социально-психол ...
Общая характеристика методов обследования лиц с речевыми
нарушениями
Для специальной психологии представляет интерес оценка: 1) степени и выраженности отклонений в развитии от нормы; 2) вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта; 3) возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут б ...